Программа занятий с педагогами «Азбука общения»
Цель занятий: совершенствование компетентности педагогов в общении.
Задачи: - Способствовать повышению коммуникативной компетентности педагогов
- Содействовать эффективному общению педагогов с детьми и родителями
- Вызвать потребность в саморазвитии и самопознании.
Программа состоит из 7 занятий, продолжительностью 1 – 1,5 часа, которые проводятся 1 раз в месяц.
Тематика занятий: Кто я и что я здесь делаю? Личность педагога. Разные способы общения Дети бывают разные. Я – педагог. Как избежать конфликтов. Цвет твоей судьбы.
Методические средства, используемые на занятиях: - Групповая дискуссия – способ организации общения участников группы, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию нового, устраняет эмоциональную предвзятость.
- Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы.
- Ролевая игра – участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли.
- Психодрама – участники исполняют роли, которые моделируют жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для участников.
- Информирование – это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, если они сталкиваются с трудностями, представляет им обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.
- Тренировка эффективного поведения
- Проективное рисование – дает основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении, позволяет работать с чувствами и мыслями, которые участник не осознает по тем или иным причинам.
- Психогимнастика – позволяет участникам проявить себя и пообщаться без помощи слов, обеспечивает решение диагностической, коррекционной, социометрической целей.
- Музыкотерапия – способствует возникновению между участниками взаимопонимания, доверия, интенсифицируется групповая динамика
- Диагностические процедуры – используются как средство самопонимания и самораскрытия, как средство получения участниками о себе новой информации.
Каждое занятие состоит из 3 частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении ведущий сообщает тему занятия, задает вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а в завершении каждого занятия проводится итоговая рефлексия и заполняются анкеты «Обратная связь».
Ожидаемые результаты: Результатом реализации данной программы станут изменения, произошедшие внутри коллектива (повышение сплоченности, улучшение психологического микроклимата) и с каждым педагогом. На качественно новый уровень должны подняться следующие умения педагогов - Умение анализировать свои действия и проявлять самокритичность по отношению к себе
- Снятие организационных, психологических и информационных барьеров
- Повышение компетентности педагогов в профессиональной деятельности
- Изменение стиля взаимодействия педагогов с детьми и их родителями
Реализация программы позволит повысить степень удовлетворенности педагогов своим трудом. Анализ эффективности деятельности в рамках программы осуществляется на всех этапах ее реализации: через сбор данных, анкетирование участников. На последнем занятии проводится блок диагностических методик, направленный на изучение мотивации деятельности педагогов и взаимодействия в педколлективе.
|