Введение
Раннее детство является фундаментом общего развития и рассматривается как стартовый пе-риод всех человеческих начал, обуславливая становление, укрепление здоровья и гармоничный психофизический онтогенез.
Особое место в этом направлении принадлежит физкультурно-оздоровительной деятельно-сти. При выполнении упражнений ребенок осваивает знания, связанные с физической культурой; выполнение упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями; при выполнении двигательных действий с предметами, игрушками - двигателями дети вступают во взаимодействие с друг другом, они находятся на условно-рефлекторном этапе развития субъектных отношений к двигательной активности.
Преимущество этой деятельности состоит в том, что в ней прослеживается интеграция раз-ных видов физкультурно-оздоровительной
деятельности как одной из ведущих форм организации двигательного опыта ребенка. В ней с одной стороны удовлетворяется естественная потребность в двигательной активности, с другой стороны ее можно органично варьировать с игрой.
Анализ исследований показывает,что практически физкультурно-оздоровительная деятель-ность не рассматривалась с позиции решения задач развития ребенка как субъекта физической культуры. Вместе с тем многими авторами подчеркиваются большие резервы двигательной ак-тивности малыша (Н.Д.Ватутина, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Е. Шмид-Кальмер, А.Анастасова-Вукова, В.А.Шишкина, С.Я.Лайзане и др.)
Следовательно, требуется найти новое, обогащенное содержание двигательных действий малыша, чтобы они обеспечили накопление первоначального субъектного двигательного опыта.
Как уже было отмечено в программе «Будь здоров, малыш!», предпосылки развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности закладываются с раннего детства.
Педагогическая технология развития ребенка преддошкольного возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
Социальную ситуацию развития ребенка Л.С.Выготский определял как уникальное,… со-вершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Его социальное бытие.
Эта проблема, прежде всего педагогическая, так как, рождаясь организмом, человек тыся-чами нитей связан с природным миром, причем заметим, чем младше малыш, тем связь эта теснее, он часть этого мира и находится внутри него.
«Он появился и существует как объект, которому только предстоит стать субъектом куль-турно-исторического развития. Он живет как индивид, а ему необходимо стать индивидуально-стью, выйти за пределы индивидного контура, состояться как Человеку» (Н.Е.Щуркова).
Как помочь ребенку, который пришел в образовательное учреждение в раннем возрасте, осуществиться в своей уникальной неповторимости? Как управлять развитием субъективности малыша, его избирательным отношением к миру.
На эти вопросы мы попытались ответить, разрабатывая педагогическую технологию раз-вития ребенка преддошкольного возраста как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельно-сти.
Педагог может перевести социальную ситуацию развития ребенка в педагогическую, пу-тем приобщения к миру культуры, в том числе, к Миру физической культуры.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок – предмет – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Социальная ситуация в совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего детства. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных эталонов, в том числе эталонов физической культуры.
В этой связи необходимо учитывать особенности психофизиологического развития де-тей раннего возраста, факторы, новообразования и предпосылки становления самосознания, кото-рое является базой проявления субъектности.
Известно, что у ребенка интенсивно происходит сенсомоторное развитие: прямохождение расширяет ориентацию в пространстве, освобождает руки для манипулирования предметами, исследовательской деятельности.
Активно происходит развитие речевого общения, понимания речи взрослых, расширяется запас слов, появляются первые предложения и словесные обобщения.
У ребенка формируется способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми, речь становится средством развития мышления и саморегуляции поведения.
Ведущей деятельностью является предметная, что обусловливает развитие ВПФ, появля-ется любознательность ребенка (что это?,почему?зачем?), интерес к стихам, сказкам, активным двигательным действиям, появляются игровые действия (игры-подражания, действиям взрослых). В развитии восприятия (цвет, формы, размеры) ребенок выделяет устойчивые признаки предметов, развивается непроизвольная память, мышление (дети группируют предметы по форме, по цвету).
Первый год жизни – устойчиво привлекательных предметов и ситуаций, учет нового способа передвижения – ходьбы, что становится особым опосредующим предметом потребности быть активным, учет появления первых стремлений, подкрепляемых словом, появление первых целенаправленных двигательных действий. Это этап целеполагания, когда исполнение деятельности во многом зависит от взрослого, ребенок только активно примеривается к делу.
От 1 года до 3 лет появляются в речи символы, пока еще бессмысленные «Я», «хочу – не хочу», учет обнаружения собственного «Я», происходящего в противопоставлении, когда ребенок сам строит ситуации, в которых «Я» обнаруживается, т.е. бессмысленный символ превращается в осмысленный, а амлификация смысла «Я» или «Я хочу» происходит при варьировании в субъекте высказываний различных ситуаций действования. Формирование представлений о своем теле способствует развитию самосознания ребенка, обеспечивает возможность быть самостоятельным, познавать предметы окружающего мира сравнивать их с самим собой. Это этап поиска средств реализации цели, настойчивое стремление к получению результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами. На данном этапе доминирует мотив достижения цели и кон-кретного результата.
По мнению В.С.Мухиной в раннем детстве происходит становление элементарного само-сознания.
Первое звено в структуре самосознания – это Имя собственное, своеобразный кристалл личности, дети, благодаря местоимению Я, начинают осознавать себя как отдельного субъекта, свой внешний образ или физическое Я. Это позволяет малышу иметь личностную устойчивость, обеспечивает возможность поддерживать его притязания на желаемое отношение к себе.
Осознание себя как отдельного субъекта проявляется в том, что дети заявляют о своих желаниях, настаивают на их выполнении, обнаруживают возможность действовать под влиянием мотивационных установок и внутренней мотивации, планируют свою деятельность, т.е. осознают себя как источник действия.
Внешний образ – это схема тела, у ребенка возникает чувство владения собственным те-лом, возникает субъективация стремлений, формирование позиции Я - деятеля (я сам, я умею, я могу), переживание своей уникальности.
Второе звено в структуре самосознания - притязание на признание – оно основано на желании ребенка получить хорошую оценку себя, как деятеля. У ребенка возникает гордость за свои достижения (самооценка). Дети ориентированы на продуктивное сотрудничество со взрослы-ми, для них является важной внешняя стимуляция и положительные реакции взрослых, дети доби-ваются своими действиями и поступками внимания взрослых. Истоком первоначальной самооценки является «на веру» принятое отношение взрослого. Однако малыш не может отделить личных качеств от предметных. Оценка товарищей эмоциональна и ситуативна.
Третье звено структуры самосознания – ценностные ориентации на свой пол как со-циальную роль и как на свою физическую и психическую сущность. К трем годам ребенок начинает идентифицировать себя и других с определенными половыми категориями, самостоя-тельно называет свой пол, однако содержание представлений об отличиях полов поверхностное, предметное, ситуативное, дети обнаруживают интерес к телесным различиям.
Профессионализм педагога будет заключаться в том, чтобы факт поступления в образо-вательное учреждение стал первой ступенькой личностного развития. В процессе ценностного освоения физической культуры лежит обмен личностными смыслами между педагогом и малы-шом. Причем этот обмен протекает поэтапно: на первом этапе педагог открывает ребенку Мир фи-зической культуры во всем многообразии и многоликости, а любой объект физкультурно-оздоровительной деятельности ребенок открывает с помощью взрослого в их человеческой значи-мости; на втором этапе происходит эмоциональное интонирование Мира физической культуры, показываются его ценности ,с которыми ежедневно сталкиваются дети; и наконец, третий этап – мобилизации внутренних сил ребенка с целью реализации средств физической культуры.
Таким образом, вслед за С.Л.Рубинштейном можно сказать: «ребенок развивается, вос-питываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ними. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. ... не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка...». Отсюда следует необходимость создания, организации психолого-педагогических условий развития ребенка как субъекта деятельности.
Специфика физкультурно-оздоровительной деятельности в раннем возрасте.
Только что родившийся человек обладает обширным «ассортиментом» движе-ний, доставшихся ему по наследству от далеких предков. Правда, это скорее зачатки двигатель-ных актов. Все, чему мы обучаем ребенка, формируется на базе заложенного природой. «Невостребованные» способности не развиваются. Если природные задатки новорожденного к чрезвычайно разнообразным, но хаотичным движениям не упорядочить, то он вырастет неуклюжим, слабо координированным человеком.
Движение - главное условие нормального роста и развития организма. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоро-вым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые свя-заны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение - это эффек-тивное лечебное средство.
По мнению психологов, педагогов (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконина, К.Л. Печоры и др.), маленький ребенок - деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление. Сила, ловкость, быстрота, скоординированность - показатели правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений более всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей младшего возраста.
Стадия раннего детства - стабильная в психическом развитии ребенка. На протяжении длительного времени, прилагая огромные усилия, ребенок достигает взаимопонимания с взрослыми. Начинается период интенсивного развития субъектности ребенка. В раннем детстве чрезвычайно быстро развивается познавательная и двигательная активность детей. Ребенок вошел в мир предметов и действий с ними, большую часть времени он проводит за изучением окружающего его мира, в упражнениях по выполнению простых двигательных навыков. Он способен контролировать движение собственного тела: управлять им при ходьбе, подъемах, сидении и беге.
Развитие ребенка в раннем детстве осуществляется в направлении все большей само-стоятельности. На втором году жизни ребенок овладевает прямохождением; на третьем году - бегом. К концу периода ребенок может самостоятельно обслуживать себя: умываться, одеваться, есть и т.п. Он осваивает множество разнообразных действий, позволяющих ему самостоятельно действовать в сфере его практической жизни. Его поведение к концу раннего детства становится более независимым от поведения взрослого.
В самостоятельной деятельности дети раннего возраста больше, чем старшие дети, двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиваться на таких занятиях, как рисование, лепка, рассматривание книг, слушание сказок. Подавляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее.
В то же время по ряду причин активность детей ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у малышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, часто с трудом находят себе занятие, что также неблагоприятно сказывается на их двигательной активности. Да еще со стороны взрослого диктуется много за-претов: «не ходи», «не лезь», «не беги» и др. И как справедливо замечает А.Д.Кошелева, раннее ограничение взрослым двигательной активности ребенка наносит вред развитию ребенка в целом, в том числе и его эмоциональной сфере. А у детей с 1 года до 3 лет громадное значение имеет создание соответствующего эмоционального жизнерадостного настроения. Его отсутствие, по мнению Н.М.Щелованова. Н.М.Аксариной, обуславливает ретардацию роста и развития, возникновение физиологической незрелости, возникновение физиологической незрелости, а в детских учреждениях служит причиной гипотрофии и госпитализма.
Вместе с тем, ребенок, включенный во взаимоотношения с взрослым, выступает первона-чально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для него
развития, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений (Т.Э.Токаева).
Кроме того, благодаря освоению большого количества предметных действий, ребенок раннего возраста субъективно ощущает себя умелым и способным, самостоятельным в поведении (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев). Складывается первичная самооценка ребенка и связанное с ней стремление соответствовать требованием взрослых быть «хорошим». В самооценке ребенка раннего детства почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на основе стремлений ребенка получить одобрение взрослого (МИ Лисина, В.С.Мухина).
Таким образом, ребенок уже в раннем возрасте становится субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности, взаимодействуя с взрослым. А предметный мир для ребенка становится не только миром практического действия, миром познания, но и сферой самореали-зации, сферой, где он пробует свои силы, возможности и утверждает себя.
Какие же оптимальные условия необходимо создать для такого развития?
Создание психолого-педагогических условий для ребенка с 1 года до 3 лет как субъекта в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Прежде всего, рассмотрим само понятие «психолого-педагогические условия». Так В.И.Логинова и П.Г.Саморукова понятие «психологические условия развития» рассматривают как «охрана нервной системы, т.е. организация рационального режима, создание благоприятного психологического микроклимата». Создание благоприятного микроклимата имеет большое значение для уравновешенности нервной системы. Как указывает в своих исследованиях И.А.Аршавский, обеспечение в раннем возрасте специфических для этого периода эмоций является немаловажным фактором для будущего полноценного развития организма, не только обусловливающим в последующем рабочие возможности организма, не только скелетно-мышечные, но и интеллектуальные.
В положительно эмоциональном состоянии ребенок хорошо спит, ест, доброжелательно относится к окружающим, меньше подвержен заболеваниям, полноценно развивается, у него формируется уверенность, общительность, оптимизм.
Следующим условием физического воспитания в дошкольных учреждениях является создание необходимой материальной среды (так называемые педагогические условия: рациональная планировка помещения и участка, обеспечение мебелью и физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом детей. Их раскрывают К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г. Голубева: «Во время игры малышу создают условия для движений, как в группе, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В группе должны быть игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игрушечные автомобили, небольшие доски, ящики. Это особенно важно, когда дети по какой-либо причине не гуляют на улице. В групповой комнате, если позволяет площадь можно разрешать малышам кататься на велосипеде (под контролем взрослого), играть в мяч, предложив ребенку не бросать его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей или взрослый, и показать, какие движения нужно делать.
На участке должны быть специальные пособия - шестигранники, лесенки, доски различной ширины, приспособления для игры в мяч, чтобы во время прогулок дети могли достаточно и разнообразно двигаться: развивать координацию общих движений, учиться преодолевать небольшие препятствия, согласовывать свои движения с движениями других детей.
Анализ исследований Д.И.Воробьевой, Н.М.Ветлугиной,
В.Н.Зинченко, Е.Н.Герасимовой, М.В.Крухлет, С.А.Марутян, Н.Я.Михайленко, М.Н.Силаевой, Т.Э.Токаевой показывает, что «каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на раз-витие разных компонентов самостоятельности. Так, в игре имеются большие возможности для развития активности и инициативы; в детском труде более продуктивно формируется целенаправленность и осознанность действий, настойчивость в достижении результата; в изо-бразительной деятельности - независимость ребенка от взрослых, стремление к поиску адек-ватных средств самовыражения. В исследованиях подчеркивается, что своевременное развитие самостоятельности в разных видах деятельности обеспечивает ребенку возможность проявлять свою субъектную позицию». И для решения этой задачи необходимо создавать оп-тимальные психолого-педагогические условия как внутренние, так и внешние. К внутренним условиям относятся: положительная мотивация деятельности, развитие самосознания, созревание регуляторных механизмов. Внешними условиями служат: организация самостоятельной деятельности детей, в которой имеется возможность выбора, формирование системы знаний, умений, навыков, соответствующих особенностям мышления детей раннего возраста, использование различных методов и приемов воспитания самостоятельности в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
У детей раннего возраста отмечается огромный интерес к движениям. Каждое новое дви-жение - для ребенка загадка, которую он непременно хочет разгадать, то есть проделать. Ис-следовательский рефлекс в области движений проявляется у маленьких детей с особой си-лой.
Задача всех педагогов в детском саду — поддерживать и закреплять этот естественный интерес к движениям, организовать жизнь малышей так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности, чтобы упражнения в движениях способствовали не только их физическому, но и умственному, эстетическому, эмоциональному развитию.
Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость - это сама жизнь. И самой правильной формой физического воспитания детей является игра (игровая форма проведения занятий).
Стремление к самостоятельности - это ведущая тенденция в развитии ребенка второго и третьего года жизни. Приходилось ли вам встречаться с людьми безынициативными, несамо-стоятельными, безвольными? Сколько неприятностей, несчастий и даже трагедий происходит из-за этого в жизни такого человека, в жизни его семьи, близких! А начало, корни этих бед — в ран-нем детстве, когда подавлялось естественное стремление ребенка к са¬мостоятельности.
Попытки проявить самостоятельность ребенок предпринимает уже на первом году, но всегда ли взрослые с уважением относятся к ним? На втором и третьем году жизни желание быть самостоятельным превалирует над всем остальным. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется на втором и третьем году жизни. К концу второго — в начале третьего года ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и др.), но ее исполнение еще невозможно без помощи взрослого: взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. То есть самостоятельность выражается пока в целеполагании. Но к концу третьего года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленности, то есть способность удержи-вать поставленную задачу, исполнять ее с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
Нарождающаяся самостоятельность — это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша второго и третьего года жизни.
Наблюдая за малышом, можно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть помощь. Для этого полезно знать этапы развития предметного действия. Их определил Д.Б. Эльконин. Сначала действие выполняется ребенком совместно с взрослым — это первый этап. Например, вложили ложку в ручку ребенка, вместе с ним зачерпнули кашу (суп и т. п.) и донесли до рта. Конечно, нужно повторить это совместное действие. Когда малыш почувствовал рукой характер движения, его траекторию, ритм, результат и выполняет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. Например, вместе с малышом взяли ложку, зачерпнули пищу, а остальное, он делает сам.
Затем ребенок выполняет действие только на основе показа — это третий этап освоения. Так, малышу, севшему за стол вместе с взрослым, показывают, как надо взять ложку, на-брать ею супу и т. д. И последний этап — когда ребенок выполняет действие сам, но на основе подсказки: возьми ложку правильно, за ручку, набери супу неполную ложку... Молодец... не пролил суп, все в рот попало... (Примеры могут быть различные.)
На каждом этапе освоения ребенком действия необходимы поддержка, поощрение за успехи и побуждение к упражнению. При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повышается и меняется характер и мера помощи взрослого.
Шаг за шагом, отходя от взрослого, ребенок открывает для себя важность своих действий. Таким образом, постепенно изменяется мотив его деятельности: самым важным в ней ста-новится не желание взрослого, а достижение результата. Под влиянием взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, осознает, что для того чтобы не намочить рукава во время умывания, нужно их закатать: чтобы снять платье или рубаш-ку нужно расстегнуть пуговицы. Ребенок стремиться достичь желаемого результата. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни, при утилитарном использовании предметов, ребенок хочет получить такой же результат, что и взрос-лый, т.е. происходит смещение акцента в предметной деятельности с процесса на результат: те-перь он становится регулятором действий ребенка,
Однако результат своего действия ребенок пока еще не в состоянии оценить правиль-но. Первая самооценка детей в это время является на самом деле интериоризованной оценкой взрослого. Именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха, а отношение малыша к себе опосредованно определяться достижениями в предметной деятельности.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме по-зволил определить понятие субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности ребенка раннего возраста. Им является личность, целенаправленно и сознательно воздействующая на объект, при этом умеющая выстраивать цепь последовательных действий (ЦПД) и удов-летворяющая свои потребности при освоении движений и культурно-гигиенических навыков.
Также удалось выяснить основные психологические механизмы развития детской субъ-ектности. Это процессы обособления - отождествления и подражания и рефлексии. Систематизировать ряд психолого-педагогических условий и уточнить влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на развитие ребенка раннего возраста как субъекта, разработать программу и педагогическую технологию «Будь здоров, малыш!»
И, наконец, определить основные характеристики ведущих форм деятельности и их раз-вивающих эффектов.
Характеристика веду-щей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение в процессе двигательной активности Предметно-манипулятивная дея-тельность с оборудованием и физ-культурным инвентарем
Содержание Человек как источник любви, по-нимания, принятия Способы употребления физкультур-ного оборудования и инвентаря в раннем возрасте
Способ взаимодейст-вия Симбиотическое слияние Цепь последовательных действий, действие по образцу, подражанию, «пассивное»движение
Характер инициативы и активности в совме-стных действиях Выражение доброжелательства (невербальные способы) Просьба образца, контроля, оценки, «Покажи как надо, Верно?, Хоро-шо?, Не получается?
Ожидание ребенка от взаимодействия с взрослым Присутствие, сопереживание, со-действие, поддержка, эмоцио-нальные поглаживания, доброже-лательные интонации, принятие таким какой есть Покажи как надо действовать с ин-вентарем, играть, пошаговая по-мощь, контроль, оценка
Новообразования воз-никающие при освое-нии содержания веду-щей деятельности Потребность в заинтересованном взрослом, «вкусном» собеседни-ке, доверие к себе, людям, вера и надежда в свои силы, уверенность в ЦПД Активная и пассивная речь, адекват-ные действия с физкультурным ин-вентарем
Новообразования, воз-никающие при освое-нии формы ведущей деятельности Потребность в другом человеке, способность доверять людям, от-крытость и заинтересованность новыми движениями, действиями Способность к имитации. Действиям в рамках собственного тела
При полноценном формировании возрас-тных новообразований наблюдается Доверие к себе, уверенность в двигательной активности, спо-собность к выбору любимых движений, устойчивость к эмо-циональным расстройствам, эм-патия Способность самостоятельно ис-пользовать оборудование и инвен-тарь в самостоятельной деятельно-сти
При недоразвитии возрастных новообра-зований Неспособность доверять. Любить, замкнутость. Низкий уровень двигательной активности, гипе-рактивность. Неуверенность в своих действиях Беспомощность в действиях с обо-рудованием и инвентарем, неорганизованность, трудность в самостоятельной деятельности
При гипертрофиро-ванности развития возрастных новообра-зований наблюдается Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других лю-дей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход от ЦПД в хаотичные беспо-лезные действия Потребность в инструкциях. Отсут-ствие собственного желания дви-гаться с инвентарем и оборудовани-ем, трудности в выполнении ЦПД
Вклад возраста в раз-витие ребенка как субъекта деятельности Доверие к взрослому, потреб-ность в установлении взаимоот-ношений с ним, веры в свои силы, открытость новому двигательному опыту Склонность к подражанию , само-стоятельным поступкам, инициатив-ность. Активность выполнять ЦПД
В связи с указанными подходами , содержаниеми условиями развития субъектности детей раннего возраста разработана программа и технология «Будь здоров, малыш!»
Цель программы и педагогической технологии «Будь здоров, малыш!»:
улучшение физического воспитания и укрепления здоровья детей с 1 года до 3 лет, на основе активизации их субъектной позиции на этапе раннего детства интеграция усилий всех субъ-ектов организации физкультурно - оздоровительной работы с детьми на основе реализации деятельностного, личностного, комплексного, валеологического подходов, медико-психолого-педагогического спровождения образовательного процесса.
Задачи :
Активизировать мотивацию специалистов ДОУ к улучшению эффективности физического воспитания и оздоровления детей (потребность в обучении новым технологиям и программам);
Активизировать мотивацию родителей, дети которых посещают ДОУ в поддержке деятельно-сти ДОУ по формированию интереса к физкультуре и здоровью;
Активизировать мотивацию молодых семей к созданию традиций физкультурно-оздоровительной деятельности (УГ, физкультурным занятиям, активному отдыху и др);
Обучить специалистов ДОУ современным здоровьесберегающим технологиям на этапе раннего развития;
Координировать работу всех заинтересованных в приобщении к физической культуре и укреп-лении здоровья детей партнеров, общественности для оказания помощи ДОУ в движении «Здоровые дети-будущее Пермского края!»
Основные условия реализации программы и технологии :
1. Диагностика уровня развития ребенка как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности, начиная с раннего возраста и его психофизического развития, состояния здоро-вья с 1 года до 3 лет.
2. Комплексное воздействие на ребенка стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагогов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, уровня его психофизического развития и состояния здоровья, его развития как субъекта.
4. Опора на актуальные потребности и этапы развития ребенка как субъекта детской деятельно-сти.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Умелое сочетание организующего воздействия и самостоятельной деятельности детей.
7. Организация специальной развивающей валеологической среды.
Структура программы и технологии:
1. Комплексная диагностика развития детей и разработка карты «Психофизического развития» для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Разработка оздоровительных и образовательных маршрутов для детей.
3. Реализация программы «Будь здоров!» для детей с 1года до 3 лет.
4. Реализация педагогической технологии конструирования целостной педагогической системы развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Подготовка педагогов и родителей по формированию у них педагогической техники взаимо-действия с ребенком как субъектом физкультурно-оздоровительной деятельности.
6. Психологическое сопровождение развития детей как субъектов физкультурно-оздоровительной деятельности.
7. Медицинское сопровождение, включающее оздоровительную и лечебно-профилактическую работу с детьми.
Каждый раздел программы специфичен, и поэтому будет написан в своей логике.
В основу создания программы положены принципы, указанные в концепции.
1. Комплексная диагностика развития детей и разработка карты «Психофизического раз-вития» для детей раннего возраста.
Планируя и осуществляя работу по физическому воспитанию при подборе диагностиче-ских методик, мы ориентировались на общепринятые и специально разработанные нами для опре-деления позиции субъекта. Программу изучения целостного развития ребенка как субъекта физ-культурно-оздоровительной деятельности и проект карты психофизического развития детей, лист адаптации детей).
2 Разработка оздоровительных и образовательных маршрутов для детей.
В основу разработки маршрутов положена пошаговая технология развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности на каждом этапе онтогенеза от 1 года до 3 лет. (см. приложение)
Мы учитывали особенности состояния здоровья детей, первичный диагноз, что обуслови-ло выбор основных направлений оздоровительной и лечебно-профилактической работы: организации сбалансированного питания, закаливание, физического развития, повышения неспецифической резистентности организма, нормализации соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической деятельности, специальные лечебно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию индивидуальных отклонений в состоянии здоровья детей.
Образовательный маршрут конструировался нами с учетом оздоровительного и особенно-стями поведения ребенка как субъекта детской деятельности и психологическим смыслом на каж-дом возрастном этапе детства, согласно рекомендациям К.Н. Поливановой. См. приложение 1.
3. Разработка и апробация программы «Будь здоров!» для детей с 1года до 3 лет осуществля-лась на основе: раннем Портреджской системы и программы семейного воспитания «Кроха», ав-торских наработок коллектива МДОУ № 71.
4. Разработка и апробация педагогической технологии конструирования целостной педаго-гической системы на основе связи физкультурно-оздоровительной деятельности с позна-нием, игрой, общением ребенка со взрослыми, экспериментирования в виде перспективных планов и методических рекомендаций к ним.
Первым шагом педагогической технологии является диагностика определения уровня владения ребенком позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, для этого раз-работаны специальные игровые ситуации «Помоги зайчику, Шарику» и др. Проблемная ситуация конструируется таким образом, чтобы ребенок мог сам выполнить цепочку последовательных дей-ствий с предметом: покатать мячик, пройти по дорожке к зайчику и т.п. Проанализировать резуль-таты диагностики воспитателю помогают краткие характеристики уровней в программе «Будь здоров, малыш!»». Они являются основой для осуществления индивидуально дифференцированного подхода к детям при конструировании воспитателем педагогического процесса.
Вторым шагом является прогнозирование, планирование педагогического процесса, воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития и состоянием здоровья и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим и эмоциональным, психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций. Цель – помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт и сохранить, укрепить его здоровье.
Третьим шагом педагогической технологии является исполнение намеченных планов-маршрутов. При этом основная задача педагогов состоит в том, что необходимо наполнить жизнь малыша с 1 года жизни интересными делами, включить каждого ребенка в содержательную дея-тельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Учитывая, что самое главное – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.
Первый год жизни – это этап устойчиво привлекательных предметов и ситуаций, нового способа передвижения – ходьбы, что становится особым опосредующим предметом потребности быть активным, появляются первые стремления, подкрепляемые словом, первые целенаправлен-ные двигательные действия. Это этап целеполагания, когда исполнение деятельности во многом зависит от взрослого, ребенок только активно примеривается к делу. Таким образом, к году ребе-нок различает отдельные свои свойства, выделяя себя из окружающего, проявляя активность.
От 1 года до 3 лет – происходит появление в речи символов, пока еще бессмысленных "Я”, "хочу – не хочу”, обнаруживается собственное "Я”, происходящее в противопоставлении, когда ребенок сам строит ситуации, в которых "Я” обнаруживается, т.е. бессмысленный символ превра-щается в осмысленный, а амлификация смысла "Я” или "Я хочу” происходит при варьировании в субъекте высказываний различных ситуаций действования. Формирование представлений о своем теле способствует развитию самосознания ребенка, обеспечивает возможность быть самостоятель-ным, познавать предметы окружающего мира сравнивать их с самим собой. Это этап поиска средств реализации цели, настойчивое стремление к получению результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами. На данном этапе доминирует мотив дости-жения цели и конкретного результата.
К трем годам, ребенок начинает осознавать себя как активное действующее существо. В этот пе-риод он вступает в фазу активного самоутверждения, при этом наблюдается окончательное выделение себя, как самостоятельной личности. Именно к этому возрасту по данным Р. Бернса, В.В. Столина, Н.И. Александровой, Т.Ф. Дубова, П.А. Шарова, Д.Р. Кодырбаева, образ физического "Я” проходит этап становления схемы тела, его границ.
С 1 года до 3 лет – воспитатель поддерживает естественный интерес малышей к предмет-ному миру, игрушкам двигателям, физкультурно- оздоровительной деятельности взрослых. Для этого он целенаправленно конструирует образовательные ситуации, позволяющие знакомить детей с предметами и их назначением, способами использования, с тем как можно с их помощью позаботиться о себе и своем здоровье, хорошем самочувствии. Играя с детьми, воспитатель создает проблемную ситуацию, побуждающую ребенка встать в позицию субъекта познания. Проблемные ситуации создаются вокруг предметов, их назначения, использования и т.д. Например, обучая детей лазанию на гимнастическую стенку, воспитатель предлагает Мишке (герою, который живет в группе) быстро влезать и слезать, дети видят, что у него не получается, попытка его научить лазанию заканчивается неудачей. Неудача направляет внимание на выявление способов лазания, активизирует познавательную и двигательную активность детей. Если они сами не находят выхода из нее, воспитатель предлагает научиться «хвату», постановке ступни, т.е. открыть « секретики» лазания Мишке. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, сенсорное обследование физкультурного и гигиенического оборудования, игрушек двигателей приводят к осознанию свойств материала, постепенно ребенок начинает осознавать свои отдельные свойства, свое физическое «Я» как источник активности. В 2-3 года малыш благодаря, наглядно-представленным проблемным ситуациям, оценивает свои и чужие поступки, а воспитатель провоцирует малыша к проявлению наглядно-действенной самооценки. Дальнейшее конструирование педагогического процесса связано с включением освоенных способов поведения в повседневную жизнь ребенка.
Начиная с 3 лет, эффективными приемами развития познавательной активности и освое-ния детьми позиции субъекта являются:
Использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу (задача: помочь, разъяснить, научить, убедить его Мишку, Недотепу, Незнайку, Неумейку, Хохотун-чику и др. героям неудачникам)
Система физкультурных занятий индивидуальных и подгрупповых обеспечивает развитие творческих замыслов ребенка. В этих целях используется методика обобщенных способов выполнения физических упражнений, прохождения «сенсорной дорожки», игровые опорные схемы двигательных действий. Детям предоставляется широкий выбор физкультурных пособий, взрослые побуждают детей к поиску предметов для воплощения замысла, советуют, как точнее выполнить то или иное движение, предотвратить травмы. От, того насколько доступно и наглядно для ребенка удается взрослому выразить себя, проявить свои чувства, ценностные отношения, зависит ответная реакция воспитанника. Взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» ребенка определяет успешность данной технологии.
В педагогической технологии взаимодействия с семьей выделяются три шага: первый- создание общей установки на совместное решение задач воспитания, второй -–на разработку об-щей стратегии сотрудничества, третий- на реализацию единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального его личностного потенциала, обеспечение целостного развития как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности.
Научно-методическое сопровождение программы и технологии
Разработка программы и методики подготовки педагогов и родителей по формированию у них педагогической техники взаимодействия с ребенком людей с разным настроением, спортсменов разных видов спорта и др.
Семинары-практикумы, на которых педагоги осваивают двигательно-дидактические игры, специально разработанные нами для развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности, проблемные ситуации, модели физкультурно-оздоровительной деятельности.
Консультации по проблеме создания развивающей валеологической среды, руководства инди-видуальными образовательными маршрутами, на основе разных педагогических техник взаи-модействия с детьми – консультанта, советника, информатора, координатора, помощника и др.
Деловые игры по проблеме диагностики целостного развития ребенка как субъекта физкуль-турно-оздоровительной деятельности, конструирования и планирования педагогического про-цесса и др.
Система подготовки родителей включает:
Анкетирование по выявлению опыта воспитания ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности на разных возрастных этапах.
Беседы и консультации с целью выработки единой стратегии воспитания детей.
Совместные занятия с детьми в клубах, кружках, где родители под руководством опытных пе-дагогов учатся понимать своего ребенка, общаться с ним и воспитывать его как субъекта дет-ской деятельности.
Психологическое сопровождение развития детей как субъектов
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Приоритетными задачами психологической работы являются: профилактика и коррекция интеллектуальных и эмоциональных отклонений у детей на каждом возрастном этапе.
Создание условий, обеспечивающих наиболее полному раскрытию творческого потенциа-ла каждого ребенка и становления у него позиции субъекта детской деятельности.
Достижение данных целей возможно при помощи:
Создания ситуации безусловного принятия каждого ребенка, осознания педагогами его уни-кальности;
Методов психологического сопровождения: психогимнастики, развивающих игр.
Для достижения поставленных целей психолог может использовать любые психологические технологии, которые могут предотвратить или скорректировать отклонения в развитии дошко-льников.
Все эти задачи решаются в работе с отдельными детьми, группой, а также с родителями и педагогами.
В связи с этим мы включаем несколько направлений работы психолога: психодиагностику, психопрофилактику и консультирование, психокоррекцию и развитие.
Медицинское сопровождение, включающее оздоровительную и лечебно-профилактическую работу с детьми.
Решение психолого-педагогических задач возможно при условии соматического и нервно- психологического благополучия детей, которое обеспечивается системой медицинского сопровождения каждого ребенка. Лечебно-профилактическая работа осуществляется врачами: в раннем возрасте педиатром, невропатологом и физиотерапевтом, медицинскими сестрами, имеющими специализацию по физиотерапии и массажу, в дошкольном и младшем школьном возрасте педиатром, офтальмологом, фтизиатром, кардиологом, невропатологом, хирургом обеспечивающих диспансеризацию детей и медицинскими сестрами от районной поликлиники. Активное участие в оздоровительной работе принимают психологи образовательных учреждений, воспитатели групп, физкультурные руководители, музыкальные работники.
Основными направлениями оздоровительной и лечебно-профилактической работы явля-ются:
Организация сбалансированного питания детей.
Закаливание
Физическое развитие детей.
Повышение неспецифической резистентности организма.
Нормализация соотношения процессов возбуждения и торможения нервно-психической дея-тельности.